Полон творческих замыслов

Летом прошлого года он отвёз в Верхотурский музей-заповедник шестьдесят своих фотополотен больших размеров, и сейчас работники музея готовят персональную выставку его работ.

О предстоящей фотовыставке нам рассказала заместитель директора Верхотурского музея-заповедника по научной работе Наталья Раданова. Она высоко оценила качество фотополотен и композиционные решения автора. Фотоработы Виктора Бочкарева пользуются у жителей севера Свердловской области большой популярностью. А его выставку, прошедшую несколько лет тому назад в музее-заповеднике, посмотрели сотни человек.

- Дело в том, - утверждает Наталья Васильевна, - что Виктор Аркадьевич сделал много интересных сюжетных снимков в различных деревнях Верхотурского района. И сегодня они представляют не только художественную, но и историческую ценность. Часть старых деревень прекратила свое существование, и когда музей языком фотографий рассказал о них, о людях, которые жили в тех населенных пунктах, спрос на исторические фото превысил ожидание. С таким же успехом фотовыставка экспонировалась в соседнем городе Серове.

Сохранить воспоминания о страницах истории этого края помог именно Виктор Бочкарев. Поэтому музейные работники с большим уважением относятся к полотнам, предоставленным фотохудожником.

Не случайно Виктор Аркадьевич Бочкарев так трепетно относится к одному из исторических центров православия Среднего Урала. Он родился в Верхотурье. Точнее, в тридцати километрах от него - в деревне Васнина Усть-Салдинского сельского Совета. Оттуда в первые дни суровых испытаний ушел и сложил голову на фронтах Великой Отечественной войны его отец.

В ноябре 1944 года семнадцатилетнего Виктора так же призвали в армию. Отправили молодого человека, не достигшего совершеннолетия, в учебный полк на север Пермской области. Морозы той зимой стояли лютые, словно испытывая на прочность совсем молодых бойцов - ровесников Виктора Бочкарева. Легкая армейская одежда и скудное питание привели к тому, что многие из них заболели воспалением легких. Простыл, получил осложнение и В.А. Бочкарев.

Пришлось срочно отправить молодого солдата в госпиталь в Пермь. Несколько раз даже делали переливание крови. Когда ему стало лучше, направили в батальон для выздоравливающих. Там он и встретил событие, которого с таким нетерпением ждала вся страна.

Как сейчас помнит наш земляк - с выздоравливающими солдатами проводились строевые занятия. И вдруг, откуда ни возьмись, прилетел вертолет, сбросил вниз листовки. Первые бойцы, кому удалось прочитать их содержание, вдруг закричали: "Ура!".

- Победа! Победа! - повторяли они. Строй сломался, солдаты начали обнимать друг друга. Это было 9 мая 1945 года.

После выздоровления Виктора Бочкарева направили в строевую часть, находившуюся в Болгарии. Но продолжалась служба всего несколько месяцев - сказались последствия перенесенного заболевания. У солдата открылся туберкулез легких, вскоре его комиссовали домой.

К счастью, тяжелое заболевание врачи обнаружили на самой ранней стадии. Что помогло одолеть болезнь - домашнее питание, любовь и внимание близких и родных людей, - Виктор Аркадьевич не знает до сих пор. Примерно через год очаг болезни в легких зарубцевался. Местный военкомат направил его во внутренние войска - на охрану немецких военнопленных в Асбест. С тех пор наш город и стал для него родным.

Виктор Бочкарев отслужил не только восемь лет срочной службы, но еще и сверхсрочную. Он даже сопровождал до границы бывшего СССР эшелон с бывшими немецкими военнопленными.

Еще во время службы в армии благодаря известному в Асбесте фотографу Владимиру Туровскому Виктор Бочкарев увлекся фотографией. Тот снимал военнослужащих, и когда увидел, что один из них живо интересуется фотографией, посоветовал - покупай фотоаппарат и учись фотосъемке. Так Виктор Аркадьевич и поступил.

Первый его фотоаппарат "Фотокор" хотя и являлся переносным, но все-таки во многом напоминал салонную камеру. Был достаточно громоздким, негативы на нем получались большого размера и находились на стекле, как и у самых первых в истории этого вида искусства фотокамер.

Тем не менее, это не мешало его новому владельцу с азартом заниматься фотосъемкой. Уволившись в запас, он устроился на асбофабрику № 4. Вначале был машинистом котельной, затем - электрослесарем. Все свободное время посвящал фотографии. В том числе ездил в отпуск в родные края и снимал для души своих земляков. Бывал с ними на покосе, на иных сельхозработах.

Вторым учителем Виктора Аркадьевича стал асбестовский художник Владимир Андреевич Абаскалов. Он трудился оформителем на асбофабрике № 5 и решил сменить место работы. А увлечение электрослесаря фотографией художник заметил давно. Однажды он пригласил Бочкарева и попросил показать фотоснимки. Их качество и интересные сюжеты Владимир Андреевич отметил сразу. Стал хлопотать, чтобы его возможного преемника назначили оформителем.

Так Виктор Аркадьевич получил возможность профессионально заняться любимым делом. Он оформлял стенды передовиков производства, делал снимки, свидетельствующие о выявленных недостатках для сатирических публикаций в стенной печати предприятия. В это время он начинает активно сотрудничать с газетой "Асбестовский рабочий".

В те годы в стране наблюдался дефицит фотобумаги большого формата. А Виктора Аркадьевича все сильнее манили монументальные фотополотна. Через знакомых и родных он в Казахстане находил рулонную фотобумагу и привозил ее в Асбест.

С большим энтузиазмом фотограф не только снимал интересные сюжеты, но и печатал многие из них на бумагу большого формата. С увлечением продолжал эту работу, даже выйдя на заслуженный отдых. Эта давняя страсть помогла ему пережить потерю близкого человека - любимой жены. Именно после ее смерти он изготовил едва ли не львиную долю фотоснимков большого формата.

Виктор Аркадьевич - увлеченный фотолетописец ХХ века. Причем события он фиксирует на пленку и переносит на фотобумагу почти семьдесят лет. В его архиве до сих пор сохранились все негативы, в том числе – на стекле, которых, пожалуй, нигде в Асбесте больше не найти.

У Виктора Аркадьевича прошло несколько персональных фотовыставок в Асбесте. И сейчас для передачи Асбестовскому музею он готовит свои полотна. Но опасается, что они попадут в запасники и не увидят свет. А ведь работы фотохудожника имеют не только художественный, но и исторический смысл. За годы творчества Виктор Бочкарев отобразил целую эпоху в своих фотоснимках. И очень хочется, чтобы их чаще могли видеть жители нашего города.

В. СИНЯВСКИЙ.

 «АР» от 15 марта 2018 года.

3584

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 970x90px 970na90
НАШИ ПАРТНЕРЫ