Рынок поделили, пора обеспечить качество перевозок

Связаны подобные перемены с решениями бывшего Асбестовского ПАТП, а теперь Асбестовской автоколонны ГУП СО "СООПА" - вначале полностью отказаться от обслуживания пригородных маршрутов, а затем на порядок сократить свое присутствие и на внутригородских маршрутах.

К самоокупаемости больше  не стремятся

Сейчас бывший основной перевозчик уклон сделал в сторону междугородных мар-шрутов. Если внимательно изучить расписание на автовокзале, то выяснится - только до Екатеринбурга из Асбеста, Рефтинского и Малышева (основная роль в обслуживании этих маршрутов принадлежит автоколонне) в иные дни совершается до 40 рейсов. Для сравнения: по всем городским маршрутам автоколонна ГУП СО " СООПА" выполняет чуть более 30 рейсов.
Многие жители Асбеста заметили (об этом нам говорили и в администрации городского округа), что предприятие больше не стремится работать на самоокупаемости. А готово обслуживать только те маршруты, на которых предусмотрены дотации и компенсации. Например, внутригородские перевозки оно осуществляет только по социально значимым рейсам, а они дополнительно оплачиваются из муниципального бюджета. На междугородных маршрутах поездки ветеранов, имеющих льготы, компенсируются из областного или федерального бюджетов.
Такая позиция и привела к тому, что у города вместо одного основного появилось несколько почти равноценных перевозчиков. Попробуем проанализировать, как подобные перемены сказались на пассажирах.

То густо, то пусто

Появление у пассажирской платформы первого после нашего прихода на автовокзал в понедельник, 6 июля, транспортного средства - "Газели", следующей по маршруту №1а и принадлежащей ИП Сагдееву - вызывает чувство недоумения. В расписании нет рейса на 10.25, а микроавтобус в это время все-таки отправляется. Начинаем разбираться в тонкостях. Тут-то выясняется - на доске объявлений сразу два расписания для маршрута №1а. На одном указано, что оно - на зимний период. На второй бумажке никакой ссылки нет, зато среди прочих обнаруживается потерянный нами маршрут на 10.25. На основании этого можно предположить, что второй график движения - самый свежий, действует в летний период.
А вот расписание движения "тройки", курсирующей между плотиной и Больничным городком, с некоторых пор для пассажиров недоступно. На доске информаций висит объявление, написанное от руки, о том, что с 1 июля она перестает заезжать на автовокзал. Такая свобода действий (хочу два расписания держу, хочу - ни одного) невольно наводит на мысль о том, что нет должного контроля за движением пассажирского автотранспорта.
Сводное расписание движения автобусов по Асбестовскому городскому округу оказалось настоящим кладезем информации. По нему несложно проследить - жалобы пассажиров на неравномерность движения автобусов по многим маршрутам имеют основания. Особенно сложно приходится жителям поселка Папанинцев, не зря от них больше всего нареканий. Уехав по маршруту № 10 утром в город, они только после обеда могут вернуться домой. Большие перерывы в движении наблюдаются и до поселка Шамейского, и на других маршрутах.
Немало замечаний услышали и от горожан, с которыми довелось пообщаться на автовокзале. Например, Татьяна Ильющенко перед посадкой в автобус маршрута №103 посетовала:
- В жаркие дни наши садоводы, чей коллективный сад находится за улицей Щебеночной, с большим трудом могли уехать домой. Автобусы возвращались в город переполненными, и не каждый из них тормозил на остановке "по требованию", расположенной у сада.
Жительница Белокаменного Ирина Григорьевна Коваленко, ждавшая рейс в поселок на 11.20, работает в Асбесте. Она рассказывала, что после смены вынуждена добираться до автовокзала. Из-за малой вместимости автобусов, идущих по маршруту № 102, на них почти невозможно сесть на других городских остановках. Ведь в автобусе едут садоводы и те люди, кому нужно на кладбище. Ее слова подтвердились сразу же. В "Газели", принадлежащей ИП Трянину, после посадки пассажиров на автовокзале осталось не более двух-трех свободных мест.
Уже рассказанные ситуации - "цветочки" по сравнению со случаем, произошедшим с Розеттой Белоус, обратившейся в редакцию.
2 мая Розетта Михайловна на микроавтобусе ехала в сторону автовокзала, когда на одной из остановок у автобуса заклинило входную дверь. Пришлось пассажирам на коленях переползать на сидение водителя и оттуда выходить из маршрутки. Есть ли должный технический контроль перед рейсом на индивидуальных предприятиях?

Конкуренция обязывает

Впрочем, названные проблемы не могут заслонить положительные моменты от усилившейся конкуренции на рынке пассажирских перевозок. Например, бывшее Асбестовское ПАТП из-за стремительно ветшавшего транспорта последние годы уже не могло выдержать заявленный график движения. Сейчас большинство единиц устаревшего парка асбестовской автоколонны списано, и график движения предприятие выдерживает лучше.
Возросшая конкуренция обязывает соблюдать установленный режим движения и других участников рынка. Например, по данным диспетчеров автовокзала, частное предприятие "Фаэтон" ежемесячно на 99 процентов выполняет предусмотренные расписанием рейсы. И пассажиры это ценят.

Стараемся держать под контролем

- Мы стремимся держать движение пассажирского автотранспорта под своим контролем, - говорит начальник отдела жилищно - коммунального хозяйства, транспорта, связи и жилищной политики администрации городского округа Владимир ИВАНОВ. - Сводный график движения автобусов обязательно согласовывается и утверждается постановлением главы администрации. По предложению жителей и самих перевозчиков в него вносятся изменения. Разбираемся с каждой жалобой пассажиров. В августе будем ставить вопрос перед Думой о дополнительном выделении средств на дотации социально значимых рейсов.
Вместе с тем не стоит забывать, - все предприятия, обеспечивающие перевозки пассажиров, являются частными. Каждый считает свои деньги. И на предложения увеличить количество рейсов, приобретать более вместительный транспорт, следует ответ - это не рентабельно.

Нужны социально значимые проездные

Сегодня ведущим перевозчиком города стало частное предприятие "Фаэтон". Ежедневно оно выполняет десятки рейсов до поселков Рефтинский и Малышева. Его автобусы на линию выезжают через каждые 15-30 минут и в пределах городской черты перевозят сотни асбестовцев.
Возникающие у жителей вопросы мы адресовали руководителю "Фаэтона" Ивану СИМОНОВУ. И первый из них: почему не всегда автобусы останавливаются на остановках "по требованию"?
- Останавливаться водители обязаны всегда, - уверяет руководитель. - И мы по обращению пассажиров готовы разбираться с каждым случаем подобных нарушений. А вот то, что автобусы в сильную жару едут переполненными из-за наплыва желающих отдохнуть на озере Окунево и Рефтинском водохранилище, стало неожиданностью. В будущем в жару будем пускать дополнительные укороченные рейсы - до окуневского пляжа.
Прокомментировал Иван Иванович и обращение жителей - почему ветеранам не продают льготные билеты для поездок в городской черте.
- Когда маршрут обслуживало АПАТП, - говорит он,- существовали социально значимые рейсы, на которые для поездок в городской черте предусматривались дотации. Сейчас дотаций нет. Взамен можно ввести для льготников социально значимые проездные билеты, полная стоимость которых доплачивалась бы из муниципальных средств. И запросы ветеранов можно удовлетворить, и для бюджета совсем небольшая нагрузка.

Вместо послесловия

Когда материал был готов к печати, в редакцию позвонила Валентина Конькова, с которой мы накануне встретились на одной из остановок.
- Перехвалила я работу водителей по маршруту №1 из ГУП СО "СООПА", - посетовала женщина. - У меня и у других наших садоводов на этот маршрут есть льготный проездной билет. Но вечером 8 июля мы не дождались нужного автобуса. Пришлось ехать на попутном за отдельную плату.
Это обращение еще раз подтверждает - сложившуюся систему пассажирских перевозок можно и нужно продолжать совершенствовать.

В. СИНЯВСКИЙ.

4800

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 970x90px 970na90
НАШИ ПАРТНЕРЫ