Бесконечная сага о пассажирских перевозках

-Через три дня - с 16 августа - к нам, в поселок Папанинцев, перестанет ходить автобус, обслуживающий десятый маршрут. Об этом расклеены объявления и в поселке, и в самих автобусах. Как мы будем добираться до города?
Многим нужно ездить на работу, возить детей в школу - совсем скоро начало учебного года! - в голосе позвонившей в редакцию женщины слышны слезы.
-А вы приобрели на август льготный проездной билет для проезда в автобусах, обслуживающих социально значимые рейсы? - спрашиваем у собеседницы.
-Да, приобрела.
-Значит, заключили на весь месяц с асбестовской автоколонной ГУП СО "СООПА" открытый публичный договор. И если его нарушат, можно обратиться в суд и взыскать с автопредприятия по полной.
- Можно, конечно. Но пока будет продолжаться суд, пройдет время, а нам нужно ездить каждый день…

Наделали много шума

Объявление в открытом для всех горожан доступе, которое сделало автотранспортное пред-приятие, вызвало бурную реакцию у многих жителей. В первую очередь у тех, кто проживает на городских окраинах. В редакцию звонили со 101-го квартала, из поселков Новокирпичный и Лесозавод. Встревожены и горожане, которых встречаешь на остановках.
- Наша жизнь без нормального автобусного движения сильно осложнится, - полагает бывшая работница железной дороги, жительница поселка Изумруд Людмила Юрьевна. - Сегодня до поселка непосредственно доезжает только "десятка". На ней в город ездят целыми семьями.
- Вот мой проездной на социально значимые рейсы на август,- показывает билет бывшая учительница начальных классов Галина Ивановна. - Такие же проездные есть у многих садоводов нашего сада, находящегося в районе поселка Новокирпичный. По-
этому хочу попросить администрацию города дать нам возможность нормально добираться до сада.
В свою очередь Марина Осинцева, проживающая на проспекте им. Ленина, пожаловалась, что хотела рейсом на 6.40 поехать десятым маршрутом за грибами, но автобус не пришел. Кондуктор следующего автобуса сильно удивилась вопросу, который ей задала расстроенная женщина, и показала расписание. А в нем рейса на 6.40 нет, хотя в расписании социально значимых рейсов он указан.
Словом, история наделала много шума. Чего, собственно, и добивались те, кто давал объявление о прекращении рейсов. Ведь асбестовская автоколонна ГУП СО "СООПА" давно, еще начиная с тех времен, когда существовало самостоятельное Асбестовское ПАТП, как минимум два раза в год (весной и осенью) будоражит всех жителей сообщениями о том, что прекращает все рейсы. Создается впечатление какой-то бесконечной саги о пассажирских перевозках: поездили - погрозили, вновь поездили и вновь погрозили.

Шито белыми нитками

Напомним, что в настоящее время руководство асбестовской автоколонны жалуется на большую задолженность со стороны администрации городского округа. Почти шесть миллионов рублей из семи, что выделены на 2015 год, автотранспортникам не заплатил муниципалитет за осуществление социально значимых рейсов. Причем обычных, а не социально значимых на городских маршрутах у автопредприятия просто нет. Имеющийся долг - это всегда нехорошо, но причем тут горожане? Они-то свой проезд оплачивают и льготные проездные исправно приобретают.
Фактически получается, что есть спор двух хозяйствующих субъектов, один из которых, как сам утверждает, выполнил услугу. Для получения платы за нее есть множество законных способов, включая обращение в суд и взыскание задолженности судебными приставами.
Но нет, автопредприятие раз за разом прибегает к весьма сомнительному методу, втягивая в свои отношения с администрацией жителей, делая их заложниками ситуации. Причем в августе 2015 года у транспортной организации не хватило терпения даже дождаться конца месяца, и она якобы готова нарушить свои обязательства перед пассажирами, купившими проездные билеты на весь август.
Вся ситуация шита белыми нитками. Понятен расчет - добиться возмущений и обращений в муниципалитет жителей и вынудить городские власти начать погашение долга. Подобный метод очень похож на шантаж. Тем более нарушить в середине месяца свои обязательства перед пассажирами вряд ли автотранс-
портники решатся. Иначе на них так и посыпятся судебные иски.
Гораздо хуже другое. Напомним, что в начале нынешнего года за выполнение социально значимых рейсов ГУП СО "СООПА" потребовало от города помимо тех средств, которые оно заработает на пассажирах, выплату
дотаций в размере 14 миллионов рублей. Сумма для тощего муниципального бюджета - почти
астрономическая. Поэтому на одном из весенних заседаний Думы Асбестовского городского округа было принято решение преду-
смотреть выделение семи миллионов рублей на период активного садового сезона, а далее исходить из ситуации.
Заложенные в бюджете средства скоро закончатся. И это даст уже формальные основания автотранспортникам в ближайшем будущем запугивать жителей сообщениями о прекращении автобусного движения.

Пора менять правила

Как сообщил по нашей просьбе глава Асбестовского город-
ского округа Андрей Холзаков, в настоящее время администрация округа изыскивает возможности найти необходимые средства, чтобы оплатить проезд горожан до конца года.
Сегодня Асбестовский городской округ - одна из немногих в Свердловской области местных территорий, где пассажирские перевозки оплачиваются дополнительными дотациями из бюджета. Иными словами, муниципалитет "заказывает музыку". На деле все происходит с точностью до наоборот. Автотранспортная организация, пользуясь своими монопольными правами, диктует городу условия - сколько он должен ей заплатить.
Думаю, есть другой, более оправданный вариант. Заблаговременно объявить конкурс (только не формальный, а самый настоящий, с привлечением иногородних автотранспортников) и самим выбрать перевозчика на социально значимые рейсы. Для этого просчитать собственные возможности, назвать посильную сумму. Тем более, что рейсов, которые сейчас выполняют работники
ГУП СО "СООПА", сравнительно немного. Главное, чтобы цена вопроса и правила перевозок были всем известны и понятны заранее.
Особо нового в таком подходе ничего нет. Например, областной военкомат давно возит асбестовских призывников на автобусах, которые по конкурсу привлекает с других территорий. Предвижу возражения: мол, призывников возят время от времени и в течение нескольких месяцев, а в нашем случае нужны регулярные перевозки.
Но попробовать объявить конкурс все равно стоит. Могут откликнуться иногородние перевозчики, а могут попробовать свои силы и наши. Ведь хорошо пошло дело у частного предприятия "Фаэтон" на пригородных перевозках, когда от них отказалось бывшее Асбестовское ПАТП.
Единственное, на что жалуются пассажиры, - в садовый сезон у автобусов маловата вместимость, зато они исправно соблюдают напряженный график перевозок. Почему бы этой автотранспортной компании не справиться с социально значимыми рейсами?
Нельзя забывать и о том, что если в ГУП СО "СООПА" поймут - пришел конец монополии, то это лучше любых уговоров за-
ставит их умерить непомерные аппетиты. Как подтвердил глава городского округа Андрей Холзаков, вариант с объявлением подобного конкурса рассматривается среди прочих в администрации города. А пока муниципальные власти планируют провести совещание со всеми перевозчиками пассажиров и убедить новые компании, недавно пришедшие на этот рынок, принять на обслуживание еще хотя бы один дополнительный маршрут.

В. СИНЯВСКИЙ.

1730

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 970x90px 970na90
НАШИ ПАРТНЕРЫ