Бизнес в кризис, или Кто выживет в рыночной стихии

Чтобы выжить в нестабильных экономических условиях с минимальными потерями, розничные компании, предприниматели закрывают неэффективные торговые точки, сокращают планы по развитию, затраты на персонал и другие статьи расходов.
Потребительский рынок Асбеста представлен многофункциональной сетью объектов торговли. По информации отдела экономики администрации Асбестовского городского округа, на территории города находится 509 объектов розничной торговой сети: 380 объектов стационарной торговли, пять торговых центров, 124 нестационарных торговых объекта.
При этом на рынке уживаются федеральные, областные, местные торговые сети, отдельные небольшие магазинчики. Только продуктовый ритейл (торговая сеть) представлен девятью федеральными игроками.
Среди продуктовых сетей местного значения - давно работающие и зарекомендовавшие себя "Алко-плюс", "Шик", "Талисман", "Галактика", торговые точки, открытые ИП Швецовым, фирменный магазин "Рефтяночка" и пункты выездной торговли птицефабрики "Рефтинская".

Кто цветет, кто чахнет

Работают, значит есть спрос - скажете вы. Официальная информация также подтверждает, что показатели по ритейлу и сфере общественного питания даже в сложившихся экономических условиях имеют тенденцию к росту.
- Оборот розничной торговли за первое полугодие 2015 года в текущих ценах составил 4,4 миллиарда рублей или 104,6 процента к аналогичному периоду 2014 года, - сообщила Анна МАЛЫГИНА, ведущий специалист отдела экономики администрации города. - Оборот общественного питания составил 139,6 миллиона рублей или 102,6 процента к аналогичному периоду 2014 года.
Положительная картина отчасти - результат открытия в Асбесте в 2014 году крупного торгового центра «Небо». На территории общей площадью 12542 квадратных метра разместились продовольственный гипермаркет «Райт», около двадцати магазинов непродовольственных товаров, несколько бутиков типа «атриум». «Небо» стало центром притяжения. На неделе после рабочего дня и в выходные здесь довольно оживленно.
Но не все так безоблачно. Основная масса участников торговли переживает не лучшие времена. К примеру, рыночный комплекс «Нептун» все более сдает свои позиции. С открытием в округе крупных торговых сетей его посещаемость постепенно стала снижаться.
Если раньше считалось, что за самой свежей, качественной и недорогой продукцией лучше идти на рынок, то сегодня многие предпочитают покупать продукты в сетевых магазинах. Во время подготовки материала связаться с директором рыночного комплекса нам не удалось, он находился в отпуске. Во время визита в «Нептун» убедились, что многие торговые места, в основном на втором этаже, где реализовывались непродовольственные товары, пустуют. Кто-то из предпринимателей свернул свой бизнес, кто-то арендовал места ближе к центру города - там, где кипит жизнь.
- На учете в налоговой инспекции на 1 июля 2015 года состоит 4190 индивидуальных предпринимателей. Количество лиц, ведущих мелкий бизнес, в целом стабильное, - отмечает Элита ЕЛЬКИНА, начальник Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №29 по Свердловской области. - Тенденция такова, что желающих начать свое дело в нестабильных экономических условиях становится все больше - отмечаем рост регистрации индивидуальных предпринимателей. Если во втором квартале 2014 года свое дело открыли 190 асбестовцев, то за аналогичный период текущего года - 216.
Число тех, кто выходит из «игры», в Асбесте также стабильно. Если сравнивать второй квартал 2014 и 2015 годов, то прекративших предпринимательскую деятельность - 170 и 164 человека соответственно.
Одна из тех, кто покинул мелкий бизнес, - Ольга (по просьбе предпринимателя фамилию не указываем). На протяжении тринадцати лет она вела предпринимательскую деятельность, реализовывала одежду и обувь. Начинала бизнес на открытом рынке у магазина «Магнит» на улице Мира, потом арендовала торговое место в рыночном комплексе «Нептун».
- В последние годы спрос на товар стал падать, практически все предприниматели в «Нептуне» торговали одинаковым товаром - закупались на одних базах. Отличались лишь цены, - признается предприниматель.
Съехав из «Нептуна», решила попробовать свои силы в Сухом Логу. Расходы предпринимателя, налоги (в год с отчислениями в Пенсионный фонд - более 25 тысяч рублей), выплаты кредитов не оправдывали выручку. В этом году Ольга приняла решение свернуть бизнес. Сейчас она работает охранником на одном из предприятий города.

Затянули пояса

Как не скрывай, участники ритейла остро чувствуют сложную экономическую ситуацию. Если пообщаться с предпринимателями и директорами крупных торговых сетей, - не все так гладко. Покупательский спрос стал подобен вспышке - он возрастает в дни, когда люди получают заработную плату, пенсии. Время показывает, что асбестовцы стали экономить. Снизился спрос на торты и пирожные, мясо, горожане отдают предпочтения более дешевым продуктам.
Если спрос падает, то и управленец объемы заказываемой продукции сокращает, но даже при таких мерах около половины поступившей партии скоропортящейся продукции уходит в брак. Стабильный спрос отмечается на хлебобулочные и макаронные изделия, крупы.
Очевидно, что даже в кризис потреблять свои 2000 ккал в день горожане не перестанут, покупка одежды и обуви, бытовой химии и техники также будет продолжаться, но...станут более избирательны в выборе магазинов. Предпочтут те, где минимальная цена и оптимальное качество.
Экспресс-опрос жителей города показал, что большая часть респондентов (30 человек) предпочитает крупные торговые сети из-за наличия акций и скидок, бонусных программ. Асбестовцы не обязательно набирают полную продуктовую корзину, идут в супермаркеты даже за двумя-тремя наименованиями товара. Часть опрошенных (15 человек) выбирают магазин «у дома», а в крупные торговые сети ходят только по выходными или раз в месяц. Десять человек ответили уклончиво, мол, без разницы, где закупаться, главный ориентир - цена. Меньшинство (пять человек) наряду с супермаркетами и крупными магазинами назвали «ларечников», «палаточников» - можно поторговаться.

Утекают деньги

В последние годы городской рынок продовольственных и непродовольственных товаров стал резко меняться, укрупняться.
Многообразие предложенных товаров асбестовцев не могло не порадовать, да и возможность делать многие покупки, не выезжая за пределы города, появилась. К примеру, раньше за бытовой техникой многие ездили в Екатеринбург.
Предпринимателей, которые на протяжении долгого времени держали небольшие магазинчики, стали вытеснять своим авторитетом (ценами, ассортиментом, более высоким качеством обслуживания) федеральные и региональные сети. Многие скажут, что торговля развивается, создаются новые рабочие места, и это хорошо. С одной стороны, это верно, но местному бюджету от этого - малый прок.
- Основную отчетность крупные торговые сети сдают по месту регистрации. К нам на учет встают как обособленные подразделения - подают сведения о доходах, выплачивают налог на доходы физических лиц, - объясняет начальник Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №29 по Свердловской области Э. Елькина.
В местный бюджет в 2014 году в целом поступило 482 миллиона рублей. Среди них налоговые отчисления индивидуальных предпринимателей - 32,5 миллиона рублей (единый налог на вмененный доход - 20,8; НДФЛ - 11,7), отчисления торговых сетей (НДФЛ) - 3,3 миллиона рублей. За полугодие текущего года ситуация аналогичная: всего в местный бюджет поступило 227 миллионов рублей. Из них 16,9 уплатили частные предприниматели-асбестовцы, 1,6 миллиона рублей - федеральный и региональный ритейлы.

Выиграют предприимчивые

- Был как-то на курсах по подготовке молодых предпринимателей. Многие говорят - дайте кредит, предоставьте помещение, людей, бизнес пойдет - будем помогать городу развиваться. Но частный бизнес, по-моему, - это конкуренция и личная энергия предпринимателя, а не надежда на вливание из бюджетов разного уровня, - поделился своим мнением Андрей ХОЛЗАКОВ, глава Асбестовского городского округа. - Мы не можем заставить людей ходить в местные магазины только потому, что это патриотично - право выбора есть у каждого. Заинтересовывать должны сами предприниматели. Конечно, у сетей - преимущества, но свои бонусы есть и у местного предпринимателя. Например, в Европе спросом пользуются небольшие семейные магазины, где хозяин, работая с постоянным клиентом, может скинуть цену просто за душевный разговор. Так и наш местный бизнес должен быть ориентирован на жителей. Считаю, участие администрации города в конкурентной борьбе путем использования запретов, административного ресурса - неправильно. Помогать, конечно, надо, но в рамках полномочий, и тем предпринимателям, чей бизнес имеет социальную направленность, вызывает удовлетворенность жителей. Я - за здоровую конкуренцию!
По реализации стратегии развития торговли в Российской Федерации до 2020 года, в том числе по содействию развитию многоформатной розничной торговли, на территории нашего округа принята муниципальная программа «Совершенствование социально-экономической политики на территории Асбестовского городского округа до 2020 года». В ней предусмотрена подпрограмма «Развитие потребительского рынка в Асбестовском городском округе».
- Наши задачи: создать условия для наиболее полного удовлетворения спроса населения на товары и услуги, обеспечить соблюдение прав потребителей, а также повысить долю магазинов, применяющих современные технологии, - уточнила Анна Малыгина.
Сейчас идет дальнейшее укрупнение участников ритейла. Ведется строительство мебельного торгового центра. В скором времени ожидается открытие магазинов «Верный», еще двух «Магнитов». Зашла в Асбест региональная сеть «Семь пятниц». По предварительной информации, в Асбесте будет открыто пять алкомаркетов.
Понятно, что торговые точки, которые были хаотично заполнены арендаторами, опустеют. Выиграют те, кто сможет выстроить не просто качественный объект с понятной концепцией развития, но и будет постоянно в контакте со своими покупателями.

Д. БОРИСОВА.

2744

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 970x90px 970na90
НАШИ ПАРТНЕРЫ