Спасал вертолеты под огнем неприятеля

На тот момент модификация МТ являлась самой современной для этого типа вертолета. И не попытаться спасти ценную винтокрылую машину было недопустимо. Поэтому командование немедленно перебросило на место событий группу ремонтников во главе с техником - прапорщиком Владимиром Черепановым, который родом из нашего города.

Ремонтные работы продолжались почти неделю. Велись они под огнем моджахедов. Те изо всех сил стремились уничтожить вертолет и с этой целью ночью даже предпри
няли атаку на пост. Вместе с десантниками, несшими на нем службу, отражали атаку врага и ремонтники.

В походных условиях винтокрылую машину удалось привести в рабочее состояние, и она своим ходом долетела добазы, располагавшейся в международном аэропорту города Кабул, где ее полностью восстановили. А Владимира Черепанова и ряд его коллег за проявленное мужество наградили медалью "За боевые заслуги".

До армии юноша даже не мечтал, что станет военным вертолетчиком. В 1972 году на срочную службу его призвал Асбестовский военкомат. Владимира Черепанова отправили в далекий Узбекистан, где молодой человек прошел обучение на курсах механиков. Два года он прослужил механиком в вертолетном полку и понял, что нашел призвание в жизни. И вместо возвращения домой написал рапорт на сверхсрочную службу.

Дальше была школа прапорщиков, после которой новоиспеченный профессиональный военный стал бортмехаником в экипаже вертолета МИ-6. На нем лежала задача 
обеспечивать исправность винтокрылой машины, устранять любые неполадки. Служить он попал в 82-й отряд, занимавшийся поиском космических тел и аппаратов. В частности, вертолетчики отряда специализировались на эвакуации не самих космонавтов, а капсул, в которых они приземлялись. Для этого пришлось пройти многочасовые тренировки поперемещению в воздухе космического аппарата.

Из Узбекистана в момент запуска космической ракеты их перебрасывали в район Байконура, а во время приземления космонавтов вертолетчики перекрывали район недалеко от Джезказгана. Так что встречи космонавтов на Земле после многомесячных полетов Владимиру довелось видеть не только на экранах телевизоров.

Профессия вертолетчика опасная, потенциальный риск всегда велик. Однажды Владимир Черепанов получил травму, из-за которой он больше не мог прыгать с парашютом.
Таким образом на его летной карьере был поставлен крест. 

Но он не был готов уйти из армии и продолжил службу на земле, в частях аэродромного обеспечения. Владимир стал техником по ремонту вертолетов, возглавил ремонтную бригаду. В ноябре 1985 года он в составе эскадрильи современных вертолетов МИ-8МТ оказался в Кабуле. Через пять дней, не дав времени на обустройство (чего обычно не бывало), командование бросило вертолетчиков в бой. Видимо, потребность в прибывшей вертолетной технике была велика. Экипажи выполняли боевые задания, доставляли к местам назначения десантников, перевозили раненых. Из боев машины возвращались истрепанными, нередко с пробоинами.

И здесь чудеса мастерства показывали механики, которые в кратчайшие сроки устраняли неисправности, придавали винтокрылым машинам прежний вид. За год с небольшим, что Владимир находился на территории Афганистана, их часть потеряла восемь вертолетов. При этом погибтолько один человек, остальные боевые вертолетчики сумели спастись. Винтокрылых машин было подбито больше, но их удавалось восстановить прямо на месте происшествия. Неоднократно Владимир Черепанов участвовал в таких спасательных операциях, в том числе под самым носом у неприятеля, и каждый раз они завершались полным успехом.

На этом испытания для него не закончились. В девяностые годы, в мирной казалось бы жизни, многих военнослужащих из полка, в котором служил Владимир, в составе ограниченной группы войск в Германии срочно демобилизовали. Он перевелся в воинскую часть, размещавшуюся в Троицке и, уволившись из армии, приехал в родной город.

В. СИНЯВСКИЙ.
Фото из архива В. ЧЕРЕПАНОВА.

3636

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 970x90px 970na90
НАШИ ПАРТНЕРЫ